Архитектура (820) описывает как формальные, так и неформальные отношения между сотрудниками, потребителями и поставщиками любой организации, а также системы межфирменного сотрудничества (сети). Архитектура обеспечивает эффективную систему для использования организационных знаний и проектирования процессов, которые часто являются ключевым источником устойчивого конкурентного преимущества.
АСПЕКТ (от лат. aspectus - вид), точка зрения, с которой рассматривается предмет, явление, понятие; перспектива, в которой выступает явление, сторона предмета, изучаемого определенной наукой: философский А., экономический А. и пр.
границы организации – подразумевают выбор между приобретением организацией ресурсов или способностей (или даже компаний целиком) или их созданием в самой организации. Это по сути так называемое решение "делать самим или покупать" (make or buy), которое обсуждалось при рассмотрении экономики транзакционных затрат. Однако, все чаще организации ищут доступ к ресурсам и способностям посредством таких механизмов, как совместные предприятия и области сотрудничества. Для подобных типов решений очень важно учитывать преимущества отношений, построенных на доверительных и классических контрактах. Более того, границы совместных предприятий и сотрудничающих организаций становятся все более неопределенными. Следующий шаг должен состоять в принятии решений по поводу механизмов управления этими границами, сетями и предприятиями.
ИНДОКТРИНАЦИЯ - проектный параметр, посредством которого организация к собственной выгоде официально социализует (подготавливает к жизни в коллективе) своих членов (Минцберг, 1983).
ИНКРЕМЕНТАЛИЗМ (Lindblom, 1959) – подход, заключающийся в эволюционном формировании стратегии в ходе решения текущих проблем и предполагающий непрерывную корректировку стратегии в соответствии с изменениями обстоятельств. Формирующиеся таким образом стратегии можно квалифицировать как стихийные.
ИНКРЕМЕНТАЛИЗМ ЛОГИЧЕСКИЙ (Quinn, 1980) - подход применяемый стратегом, имеющим общее представление о подходящей стратегии, но не обладающим ни достаточной информацией, ни политической поддержкой для реализации этой стратегии. В этом случае стратегия не является результатом потока удовлетворительных решений и в большей степени зависит от осознанных намерений стратегов. Формирующиеся таким образом стратегии можно квалифицировать как объединяющие (зонитиковые).
Инкрементальный – (от английского слова increment) небольшое приращение.
Инкрементальный процесс – это постепенный процесс, осуществляемый методом небольших изменений (приращений).
ИННОВАЦИЯ обеспечивает организации конкурентное преимущество, если позволяет ей конкурировать на более эффективной основе или выпускать более ценный для потребителя товар, или вести конкурентную борьбу инновационными способами (например, используя новые каналы распределения). Инновация может быть источником устойчивого конкурентного преимущества тогда когда ее нельзя скопировать или превзойти альтернативными инновациями (820, кн.5, с.13). Способность к инновациям является одной из ключевых способностей, превращающих знания в конкурентные преимущества. Наличием этой способности объясняется то, что некоторые фирмы преуспевают не только в разработке новых товаров и услуг, но и в коммерческом использовании новинок. В этом разделе мы глубже рассмотрим идеи, представленные в книге 4, где излагается, как создается способность к инновации. Грант в основном ссылается на Фримана (Freeman, 1982), который утверждает, что изобретение - это идея, набросок или модель для нового или улучшенного прибора, товара или процесса, которые могут привести, а могут и не привести к технологической инновации. На практике коммерческая реализация инновации наступает только после осуществления первой экономической трансакции, включающей в себя новый продукт или услугу. С философской точки зрения любая инновация является следствием целостного и одновременно кумулятивного развития. Как показывает опыт, инкрементальная траектория развития со временем способна обеспечить больший технический прогресс и рост производительности, чем единичные крупные трансформационные инновации. Банбери и Митчел (Banberry and Mitchell, 1995) считают, что инкрементальные товарные инновации жизненно необходимы для выживания и успешного функционирования уже существующих на данном рынке фирм.
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ включает в себя государственные и образовательные системы (денежно-кредитная, налоговая, торговая и промышленная политика правительства, структура корпоративной собственности, уровень образования, преобладающие нормы поведения и ценности населения рассматриваемой страны - Хамел и Прахалад) влияющие на конкурентоспособность национальных компаний. Инстуциональные факторы не являются решающими.
ИСТОРИИ И МИФЫ – некоторые (наряду с ритуалами, церемониями, т.е. событиями, которые регулярно повторяются, и обычаями, т.е. ожидаемыми способами взаимодействия между членами организации) их средств разъяснения смысла событий и действий в жизни организации (820). Сообщают о том, какие люди ценятся в организации, почему они ценятся, и какие поступки или линии поведения делают их ценными. Дают объяснение, как ведутся дела в организации и почему они ведутся так, а не иначе.
категории инновации – инкрементальная (1), радикальная (2)и новые технологические системы, включая комплементарную инновацию (3), и техноэкономическая парадигма Фримана (4). Отличительной особенностью инноваций в техноэкономической парадигме является то, что они пронизывают всю экономику и отвечают следующим критериям: очевидные, низкие и быстро сокращающиеся затраты; гарантированные и неограниченные источники в течение длительного периода; потенциал для применения в рамках всей экономической системы, как напрямую, так и косвенно, в продуктах и/или процессах. Плюс к 4 типам инновацию процесса, поскольку, организации не только много инвестируют в разработку новых продуктов, но и вкладывают не меньше средств в процесс трансформации входных ресурсов в конечные результаты и они со временем имею динамическую взаимозависимость, используя которую, можно получить стратегическое преимущество.
Классификация характерных рынков (Минцберг и др.) – более тонкий уровень анализа, чем простое разделение рынка на узкий и широкий сегменты: несегментированный рынок, сегментированный рынок, рыночная ниша, индивидуализированный рынок.
КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ – результат между намерениями, решениями и способностями организации (820).
Конкурентное преимущество – поиск конкурентного преимущества является ключевым моментом разработки любой стратегии.
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ДОЛГОСРОЧНАЯ … компаний определяется готовностью менеджеров пересматривать доминирующий склад управленческого мышления (Хамел и Прахалад).
КОНТЕКСТ (820) – как внутренняя организационная среда, так и внешнее отраслевое и институциональное окружение.
КУЛЬТУРА (820) – это "… базовые ценности, идеологии и предположения, которые направляют и сопровождают поведение как личностей, так и организации в целом. Эти ценности проявляются в таких "зримых" атрибутах жизни организации, как истории, ритуалы, язык, жаргон, расположение и убранство кабинетов, преобладающие стили одежды работников и т.д." (Вильсон и Розенфельд, 1990). Представляет собой некий обобщенный рецепт действий, разделяемый членами организации (820, кн.6, с.40).
КУЛЬТУРА КОРПОРАТИВНАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ (820). Первая отражает разделяемые менеджерами ценности и предпочитаемые способы ведения дел. Культура организационная (820) является более общей концепцией и может включать в себя множество субкультур, и ее чрезвычайно трудно описать в точных терминах. Проблема в том, что менеджеры часто ошибочно полагают, что их понимание корпоративной культуры полностью разделяют все члены организации, т.е. она полностью совпадает с организационной культурой, тогда как в действительности эти культуры пересекаются лишь частично.
КУЛЬТУРА Система общепринятых предпосылок, усвоенная группой в ходе решения проблем внешней адаптации и внутренней интеграции, которая по результатам работы признана действенной, а потому передается новым членам как верный способ видения, осмысления или восприятия таких проблем (Schein, 1992).
КУЛЬТУРНАЯ СЕТЬ (cultural web) – совокупность внутренних структур и процессов, которые возникают из самосознания организации и впоследствии влияют на это самосознание (820). Эта сеть формирует представления менеджеров и других членов организации о самих себе, своей организации и ее внешнем окружении, а также служит связью между организацией и ее окружением (Джонсон, 1988). См. парадигма. Модель культурной сети включает компоненты: (1) истории и мифы, (2) ритуалы и обычаи, (3) символы, (4) системы контроля, (5) организационные структуры, (6) властные структуры.
МАСТЕРСТВО персональное (820 Стратегия) – способность работника пересматривать собственные ментальные модели в процессе двухконтурного обучения (Сенге, 1992)
МИССИЯ четко сформулированная и созидательно ориентированная постановка главной задачи.
НАВЫК (751, кн.5, с10) означает компетентность в выполнении задачи (Гибсон и др., 1991).
НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ (820) имеет отношение к исходам, которые трудно предсказать, а если и возможно это сделать, то невозможно оценить вероятность риска.
НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ будущего проистекает из непредсказуемости поведения других действующих сторон, включая правительство, которое может изменить регулирующие правила без предупреждения; потребителей, чьи приоритеты могут измениться; поставщиков, которые могут отказать в предоставлении необходимых товаров и услуг; существующих конкурентов, которые могут повести себя неожиданным образом, и, наконец, неизвестных будущих конкурентов, чьи инновации могут изменить характер конкуренции в отрасли.
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы НИОКР – инновация - более широкое понятие, чем понятие НИОКР. Отделы НИОКР являются фокусом инновационной деятельности в организациях. Инновация предполагает прежде всего экономическую или коммерческую реализацию, когда продукт, процесс или услуга находят своего потребителя. Поэтому отделы НИОКР должны быть задействованы задолго до того, как продукт достигнет рынка. Финансовый, маркетинговый, торговый и ТО отделы также должны быть вовлечены в разработку продукта, поскольку именно им предстоит продавать с прибылью этот продукт, а затем обеспечивать послепродажное обслуживание. Отделы кадров и развития персонала становятся желательными участниками процесса, особенно если выпуск продукции зависит от эффективного найма персонала и повышения квалификации сотрудников.
ОБУЧАЮЩАЯСЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - это организация, в которой люди непрерывно совершенствуются в умении добиваться желаемых результатов, в которой усваиваются новые модели мышления и коллектив свободен в своих стремлениях, в которой все учатся учиться вместе (Senge, 1990). Сендж (Senge) полагает, что совместное обучение - главный залог успеха преобразований. Он называет 5 элементов, необходимых для создания Обучающейся организации: личное мастерство, системное мышление, верные умственные модели, общее видение и командное обучение.
ОБУЧЕНИЕ в организации (820). Различают адаптивное (организация учится приспосабливаться к изменениям во внешнем окружении) и созидательное (учится творить) обучение. Созидательное обучение предполагает наличие способности по-новому взглянуть на окружающий мир, что означает радикально изменить представление (см. парадигма) о потребителях или о том, как лучше управлять бизнесом (Питер Сендж). Аргирис и Шон предложили различать "одноконтурное" обучение, означающее приспособление индивидуумами или группами своего поведения к фиксированным целям, нормам и базовым предположениям, и "двухконтурное" обучение, означающее изменение не только поведения, но и целей, норм и базовых предположений.
Организация (820) может рассматриваться как набор существующих "состояний", измеряемых, в частности, величиной активов и пассивов, долей рынка и другими параметрами, главным образом текущими ресурсами и способностями, независимо от их уровня, а также охватывает также те стратегии, которые привели организацию к ее настоящему состоянию.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ (R820) определяются накопленными знаниями и опытом и системами внутри организации, которые могут быть использованы для сокращения затрат времени и ресурсов, необходимых для совершенствования имеющихся или создания новых способностей. Кей (Kay, 1993) выделяет три вида отличительных способностей: архитектура отношений, репутация, инновации.
ОТРАСЛЬ - группа фирм, поставляющих продукты (товары или услуги) на один и тот же определенный рынок, независимо от того, где расположены их заводы.
ПАРАДИГМА культурная в организации (Джонсон, 820) представляет собой устойчивые системы убеждений относительно способов и правил конкуренции, которые формируются и укрепляются в процессе управленческой деятельности (кн.8, с.32). Для осуществления фундаментальных изменений необходимы критическая оценка и дискредитация существующей п., поскольку она является не только средством, помогающим преодолевать трудности, но и своеобразным обязательством действовать неизменным образом в изменяющихся обстоятельствах, приводящих к стратегическим отклонениям.
ПАРАДИГМА ОРГАНИЗАЦИОННАЯ (820) – убеждения и предположения людей об окружающем мире, встроенные в "видение организацией самой себя и своего окружения" (Джонсон).
ПАРАДИГМА содержит связанные между собой предположения об объекте познания, которые оказывают влияние на идентификацию областей исследований, формулирование предпочтительных аналогий и выбор исследовательских методов.
ПОЗНАНИЕ (820, хр.8-14, с.109) обозначает мыслительные процессы восприятия, отбора, интерпретации и запоминания информации, обучения, решения проблем и принятия решений (Eysenck & Kean, 1990)
ПОЛИТИКА - правило действий и решений, ориентир для принятия решений.
ПРЕДНАМЕРЕННОЙ стратегия может считаться при выполнении 3 условий: 1) наличие у руководства четких и подробно сформулированных намерений; 2) контроль руководства за скоординированными действиями всех членов организации; 3) внешнее окружение должно быть предсказуемым или даже контролируемым организацией.
ПРИЕМЛЕМОСТЬ (820) – это оценка потенциального восприятия заинтересованными сторонами ожидаемых результатов реализации данной стратегии, таких как риск, прибыль, вознаграждение, этика и состояние взаимоотношений сторон.
ПРОБЛЕМА (от греч. problema задача), в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ означает производство выходных продуктов (товаров и/или услуг), нужных потребителю (752).
Репутация строится в процессе отношений организации с поставщиками и потребителями. Так, например, репутация быстро реагирующего и надежного партнера является источником преимущества лишь в том случае, когда на момент подписания соглашения потребитель ценит такую репутацию компании больше, чем репутацию ее конкурента. Однако без постоянной заботы и поддержки репутация со временем перестает быть источником конкурентного преимущества.
РЕСУРСНЫЙ ПОДХОД к стратегии. Сердцевину ресурсного подхода составляет вопрос о реализации, то есть способности организации использовать свои внутренние ресурсы, системы и процедуры для создания новых способностей. Эта способность трансформировать ресурсный потенциал в динамические способности, возможно, является важнейшей из всех способностей, которыми может обладать организация.
РЕФЛЕКСИЯ – обращение мыслительной способности на самое себя для проверки своей деятельности.
РИСК (820) связан с оценкой вероятности прогнозируемых исходов.
СИМВОЛ – это нечто, представляющее что-то другое (820).
СИСТЕМЫ жесткие – такие системы, выход которых однозначен и определен. Причины по которым данная система перестает функционировать, как правило, предсказуемы и определены. Например, электрическая сеть или сантехническая система. Описывается моделью простого контура управления с обратной связью не только для механизмов и технологических процессов, но для организаций с жесткими структурами и процедурами (751).
СИСТЕМЫ мягкие – такие системы, в функционирование которых люди могут внести свои уникальные и существенные поправки. И как следствие этого, окончательный выход системы не так уж очевиден, и часто не возможно предугадать даже диапазон возможных выходов (751).
СИСТЕМЫ организационные обеспечивают потоки информации, необходимой для принятия решений, планирования, контроля и координации, включая информацию, которая имеет стратегическое значение (820). Наряду с формальными системами существуют не менее важные неформальные механизмы обмена информацией, отраженные в модели десяти управленческих ролей Минцберга.
СКЛАД УПРАВЛЕНЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ (СУМ) используется (Хамел и Прахалад) для обозначения совокупности предположений, убеждений и предрассудков менеджеров в организации. Влияет на представления компании о самой себе и своей отрасли, ограничивает выбор конкурентных стратегий и в значительной степени предопределяет "заболевания", от которых компания может страдать и которых она будет успешно избегать (см. парадигма). Главным формирующим фактором СУМ является индивидуальный практический опыт менеджера.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ "представляет собой процесс, с помощью которого новичок изучает систему ценностей, норм и обязательных моделей поведения общества, организации или группы, в которые он собирается войти" (Schein, 1968). В организации с. проходит во многом неформально.
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ГРУППА (820) – это конкурирующие фирмы внутри данной отрасли, имеющие схожую или идентичную стратегию (МакДжи и Томас).
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (820 Стратегия) включает (кроме прочего и именно в контексте стратегического мышления) в себя создание коалиций, выяснение намерений и целей других людей и формирование благоприятной организационной культуры.
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ должен включать в себя идентификацию уникального сочетания ресурсов и способностей организации.
стратегический выбор (820) – наряду с другими аспектами предполагает и управление границами между стратегическим соответствием, стратегическими намерениями и образом действий по реализации этих намерений.
стратегические намерения (820) отражают организационные "желания" (например, стать компанией №1 на рынке), а также ресурсные возможности, и всегда зависят от пожеланий влиятельных заинтересованных сторон.
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ (R820 Стратегия) – не только выбор правильных ментальных моделей и стилей мышления, но восприимчивость к ментальным моделям других людей (Weick and Roberts, 1993).
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО (820) описывает зоны возможного развития внутри отрасли, которые на момент анализа еще не очевидны, но потенциал которых при развитии существующих условий возрастает (МакДжи и Сегал-Хорн). Они применили концепцию "стратегических групп" чтобы помочь организациям разрабатывать стратегии достижения целей в условиях изменчивого характера отраслевой структуры.
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ СООТВЕТСТВИЕ (820) достигается между организационными ресурсами и способностями с одной стоны и возможностями в конкурентном окружении – с другой. Концепция "соответствия" подразумевает использование возникающих во внешней среде возможностей на основе четкого понимания отличительных особенностей организации и ее конкурентных преимуществ и не подразумевает стремление к некоему равновесию или сосуществованию с конкурентами. Следовательно, организация должна ясно представлять себе, каким образом ее ресурсы и способности обеспечивают ей конкурентное преимущество и какими способностями обладают соперники. Прибыль организации зависит от умения ее менеджеров использовать или развивать внутренние ресурсы и способности для соответствия возникающим внешним возможностям.
СТРАТЕГИЯ (курс 820 "Стратегия") – "закономерность в потоке действий" или "образ действий" (Минцберг и Уотерс, 1985). Центральным в стратегии является вопрос о том, как организации различных типов достигают и поддерживают превосходные показатели деятельности. Хотя внешние факторы и внутренние способности влияют на показатели деятельности, "сами по себе они не создают стратегию – стратегию создают люди" (Джонсон). Т.о. стратегия является результатом социальных и политических процессов, которые формируются под влиянием убеждений и предположений людей об окружающем мире (см. парадигма).
СТРАТЕГИЯ (курс 820 "Стратегия", кн.4, стр.8) – с точки зрения ресурсного подхода "долгосрочная приверженность выбранному пути развития компетентностей" (Теесе и др., 1990). Эти авторы использовали также термин "динамические способности", подчеркивая длительность процесса создания отличительных способностей.
СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ: ее можно определить как простую совокупность способов, посредством которых процесс труда сначала разделяется на отдельные рабочие задачи, а затем достигается координация действий по решению задач (Минцберг, 1983).
СТРУКТУРА организационная – способ определения границ организации и все способы разделения труда в организации и координации ее действий. В соответствии со структурой определяются отдельные должности и их группирование в подразделения, степень централизации или децентрализации, степень формализации и т.д.(820).
творческое разрушение – Шумпетер (Schumpeter, 1934) концепция, согласно корой инновация может являться источником преимущества для новых инновационных организаций и вызвать радикальные перемены в отраслевой структуре.
ТРАНСАКЦИОННЫЕ ЗАТРАТЫ (ТА, 820) включают в себя затраты на заключение и отслеживание выполнения контракта, стоимость потраченных внутренних ресурсов организации (включая время менеджеров), потери из-за сокращения экономии за счет масштаба и т.д. Вильямсон использовал концепцию трансакционных затрат в качестве основы для принятия решения о размере, разнообразии деятельности и границах организации. Согласно экономике ТА затрат, наиболее эффективный способ осуществления сделки (трансакции) - тот который оборачивается для организации наименьшими ТА затратами. Основная идея заключается в том, что именно уровень ТА затрат должен определять, следует ли совершать сделку внутри организации (т.е. внутри организационной иерархии) или на рынках (т.е. купить продукт, деталь или услугу у внешнего поставщика) (кн.4, стр.28).
УСТОЙЧИВОСТЬ СТРАТЕГИИ (820) – под этим термином понимается, как отраслевая динамика (изменение структуры отрасли по модели "5-ти сил Портера") влияет на продолжительность жизни различных комбинаций ресурсов, которые компании создают для поддержания своих стратегий.
ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ (820) предполагает, что источниками стратегии могут быть не только планы, но и, например, контекст. Эквивалентно термину "разработка стратегии".
ФОРМУЛИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ (820) означает сознательную про активную попытку спланировать стратегию. Под формулированием политической стратегии понимается планирование мероприятий, которые должны помочь менеджерам использовать свою власть и влияние для обеспечения выполнения принятых решений. Является частью более общего процесса формирования стратегии на уровне отдела, бизнес-единицы или корпорации.
ЦЕЛИ операционных менеджеров (В752, кн.4, с.23, 1999) 1) производить товары и услуги, отвечающие требованиям потребителей; 2) эффективно управлять ресурсами, находящимися под их контролем.
ЦЕЛЬ ИНВЕСТОРОВ — стремление инвесторов, помещая свои сбережения в ценные бумаги достичь следующие цели: безопасность вложений; доходность вложений; рост вложений; ликвидность вложений.
ЦЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ — это конкретные конечные состояния или искомые результаты, которых хотела бы добиться группа, работая вместе. Формальные организации определяют цели через процесс планирования.
ЦЕЛЬ РУКОВОДСТВА, ОБЩАЯ — задание, устанавливаемое руководством организации, степень выполнения которого можно измерить количественно.
ЭКОНОМИЧНОСТЬ означает получение входных ресурсов для операций с наименьшими возможными затратами при соблюдении установленных требований к этим входным ресурсам.
ЭКОНОМИЯ ЗА СЧЕТ РАЗННОБРАЗИЯ (Теесе, 1980, 1982) - это экономия, получаемая благодаря интеграции или более интенсивному использованию имеющихся ресурсов. Актуальна при рассмотрении экономики диверсифицированных компаний. Подразумевается, что ресурсы, приобретенные с одной целью, могут быть использованы также с другой целью при незначительных или нулевых дополнительных затратах (синергия) (820, кн.4, с.32).
ЭФФЕКТИВНОСТЬ означает производство требуемого количества выходных продуктов, удовлетворяющих установленным требованиям, из минимального количества входных ресурсов.